wpe1.jpg (21868 bytes)

Межгосударственный валютный комитет

Главная ] Поиск ] Содержание ] Обратная связь ]

Новости

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КОМИТЕТ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Межгосударственный валютный комитет (МВК) создан Решением Совета глав правительств 26 мая 1995 г. в г. Минске как совет полномочных представителей - руководителей министерств финансов и национальных (центральных) банков и других государственных органов. Документ подписан всеми главами правительств Содружества Независимых Государств кроме Туркменистана. Украина поддержала создание такого комитета и присоединилась к нему после введение своей новой национальной валюты.

26 мая 1995 г. в г. Минске подписано Соглашение о создании Межгосударственного валютного комитета и Положение о Межгосударственном валютном комитете.

Соглашение вступило в силу 6 марта 1996 г. со дня сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур.

МВК начал функционировать с 8 февраля 1996 г. Функции Исполнительной дирекции МВК выполняет Департамент финансовой политики МЭКа.

Председателем Межгосударственного валютного комитета был избран Председатель Центрального банка России С.К. Дубинин. Исполнительным директором МВК утвержден Д.А. Чегодаев, директор Департамента финансовой политики МЭКа.

В соответствии с п.5 Решения Совета глав государств СНГ о совершенствовании и реформировании структуры органов Содружества Независимых Государств от 2 апреля 1999 г. установлено, что Исполнительный комитет СНГ является правопреемником Исполнительного Секретариата СНГ и Межгосударственного экономического комитета Экономического союза, рабочих аппаратов межгосударственных и межправительственных органов.

Цель функционирования МВК - содействие организации многостороннего сотрудничества в области валютно-платежных и кредитных отношений, сближение и совершенствование валютного законодательства, развитие форм и методов координации денежно-кредитной и валютной политики государств-участников Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств, а также сотрудничество и осуществление согласованных действий в вопросах валютного контроля.

Роль МВК, таким образом, реализуется в координационно-контрольных функциях по формированию и разработке правил создания целостных межгосударственных финансовых и банковских систем в рамках Платежного союза, внедрению передовых информационных технологий, подготовке рекомендательных разработок по валютному регулированию в системе расчетов государств-участников СНГ.

Исполнительной дирекцией МВК проведены: 8 февраля 1996 г. - заседание МВК, 20 июня и 16 октября 1996 г. - совместные заседания МВК и Совета Межгосударственного банка.

Основными задачами органа в области финансовой политики в настоящее время являются разработка механизмов валютно-финансовых и платежно-расчетных отношений государств-участников Содружества Независимых Государств, формирования и функционирования Платежного и Валютного союзов, координация действий государств-участников Содружества в вопросах кредитно-финансовой, налоговой, страховой, банковской и фондовой политики, выполнение функций исполнительной дирекции Межгосударственного валютного комитета, Общественного совета по страховой деятельности при Исполкоме СНГ.

1. Формирование Платежного и Валютного союзов. В этой связи и в целях становления и развития одного из основных элементов Экономического союза - Платежного и Валютного союзов разработаны основные документы, определяющие ключевые проблемы (вопросы) реализации этих элементов Экономического союза:

Соглашение о создании Платежного союза государств - участников СНГ, подписанного 21 октября 1994 г. на СГП всеми государствами (Украина с оговоркой). Соглашение вступило в силу для государств: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Узбекистан.

Цель соглашения: обеспечение бесперебойности расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирования на этой основе платежной системы.

Создание Платежного союза должно происходить поэтапно и подкрепляться подписанием двухсторонних и многосторонних соглашений в сфере взаимных платежей и поддержания курсов.

Механизм реализации концепции Платежного союза зависит от успешного решения следующих задач.

Во-первых, создать условия для развития внутренней инфраструктуры валютных рынков стран-участников Экономического союза.

Во-вторых, унифицировать законодательные и нормативные акты стран-участников Экономического союза.

В-третьих, обеспечить формирование институциональных рамок союза.

В-четвертых, унифицировать правила и технологии перемещения товарных и денежных потоков.

В-пятых, обеспечить введение устойчивой валюты, используемой в качестве резервной.

Соглашение о создании Платежного союза работает в части перемещения финансовых средств и не работает в части валютной интеграции, приводящей в действие механизм реализации Платежного союза, т.е. в части установления официальных курсов национальных валют на основе их котировок на валютных рынках; согласованного введения единого обменного курса национальных валют по текущим операциям; обеспечения взаимной конвертируемости валют, установления кросс-курсов для валют, на которые отсутствуют спрос и предложение на внутренних валютных рынках.

План первоочередных мероприятий по выполнению Соглашения о создании Платежного союза государств - участников Экономического союза СНГ, который был утвержден решением Президиума МЭКа 22 сентября 1995 года на сегодняшний день выполнен;

Положение о порядке осуществления межгосударственных платежно-расчетных операций между государствами участниками Платежного союза, который принят в качестве методических рекомендаций для государств Содружества.

Положение принято в целях утверждения системы многосторонних межгосударственных расчетов, выполнения взаимных межгосударственных обязательств, расширения прямых связей предприятий, организаций, коммерческих структур через укрепление платежно-расчетного механизма, руководствуясь интересами сохранения и развития многосторонних производственных, торговых и финансовых отношений и признавая необходимость и важность координации деятельности банковских структур.

Положение устанавливает порядок совершения операций по международным расчетам государств - участников Платежного союза, связанного с экспортом и импортом товаров и оказанием услуг, осуществления международного финансового лизинга и факторинга; а также порядок совершения гарантийных операций и организации вексельного обращения на межгосударственном уровне.

Проект соглашения о сотрудничестве и координации деятельности в области валютной политики, принятого за основу на первом заседании Межгосударственного валютного комитета 8 февраля 1996 г. и доработанный на совещании экспертов 26 марта 1996 г.

Цель соглашения: установить единые правовые и экономические основы осуществления условий для взаимных мер по обеспечению валютного регулирования, сближения национальных законодательств в области валютного контроля; принимать меры по сближению методов валютной политики путем согласования регламентации международных расчетов и порядка проведения валютных операций государств - участников Соглашения; реализовывать валютную политику по отношению к третьим странам; проводить валютную политику, направленную на ослабление валютно-экономической зависимости от более развитых стран, не вошедших в состав участников настоящего Соглашения.

Проект соглашения является сводом правил осуществления необходимых условий развития экономик государств - участников соглашения и будет содействовать поэтапному формированию механизма реализации Платежного и Валютного союзов;

Проект концепции сотрудничества и координации деятельности в области валютной политики государств-участников Содружества (основные положения), подготовленного в соответствии с решением МВК от 20 июня 1996 г. в развитие проекта соглашения о сотрудничестве и координации деятельности в области валютной политики. Доработан с учетом состоявшегося обсуждения на Президиуме МЭКа 1 октября 1997 г. и согласно решению Президиума должен быть рассмотрен на очередном заседании Межгосударственного валютного комитета (МВК).

Большинство государств поддерживает проект концепции. При этом Республика Молдова поддерживает подписание данной концепции только в части первого этапа.

Для Грузии неприемлемы III-VI этапы процесса валютной интеграции проекта концепции, которые игнорируют национальные интересы государства и их валютный суверенитет.

Республика Узбекистан и Украина считают нецелесообразным принятие документа.

Туркменистан замечаний и предложений не представил.

В проекте концепции обосновывается механизм и этапы процесса координации валютной политики, намечены единые правовые и экономические меры для осуществления совместных действий по реализации согласованной валютной политики, определены этапы достижения конвертируемости национальных валют по текущим операциям и полной конвертируемости национальных валют;

По мере углубления валютной интеграции государства - участники Содружества ставят своей целью установление согласованных критериев готовности к валютной интеграции и осуществление работы по их мониторингу. В число показателей, по которым устанавливаются согласованные критерии, входят:

уровень дефицита национального бюджета в процентах к внутреннему валовому продукту для каждого государства - участника Содружества и процент отклонения от установленного базового показателя;

уровень процентных ставок рефинансирования центральных (национальных) банков и их отклонений от базового показателя;

уровень инфляции для каждого государства - участника Содружества, не превышающий установленного отклонения;

уровень соотношения внешнего долга и ВВП.

Конвенция о координации деятельности государств - участников СНГ на рынках ценных бумаг, разработанная Департаментом финансовой политики совместно с Межгосударственным валютным комитетом.

Конвенция была принята на заседании Совета глав правительств 25 ноября 1998 г.

Целью Конвенции является согласование и координация мер по защите интересов участников межгосударственного рынка ценных бумаг, создание информационной базы этого рынка и обеспечение равноправного доступа к ней сторон. Введение Конвенции в действие позволит форсировать создание цивилизованного фондового рынка СНГ. Именно от эффективности координации допуска, размещения и обращения ценных бумаг, эмитентами которых являются нерезиденты находящиеся, в частности, под юрисдикцией государств - участников Экономического союза, зависит как развитие и совершенствование непосредственно рынков ценных бумаг, так и решение вопросов привлечения инвестиций в национальные экономики.

Участниками межгосударственного рынка ценных бумаг являются эмитенты ценных бумаг, инвесторы, иные юридические и физические лица, а также государство, административно-территориальные и национально-государственные образования.

Регулирование межгосударственного рынка ценных бумаг возлагается на МВК, который будет координатором действий по реализации данной Конвенции.

МВК формирует информационную базу межгосударственного рынка ценных бумаг и регулярно, не реже 1 раза в квартал, публикует список вновь зарегистрированных выпусков ценных бумаг.

МВК обеспечивает оперативный доступ к информационной базе межгосударственного рынка ценных бумаг для ее пользователей, используя электронную почту для доставки данных, представляет информацию о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.

Получено уведомление Министерства Иностранных дел Беларуси о вступлении в силу для Республики Беларусь данной конвенции со дня ее подписания (письмо МИДа Беларуси № 203/24-н от 31 марта 1999 г.). Отсрочена ратификация конвенции в Кыргызской Республике, связано это с целесообразностью присоединения к данной конвенции Республики Казахстан, Российской Федерации, Украины и др. государств, что способствовало бы созданию цивилизованного рынка ценных бумаг.

Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между государствами - участниками Содружества Независимых Государств, принятого 25 ноября 1998 г. Советом глав правительств.

Документ устанавливает порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) по принципу страны назначения. Такой механизм обеспечивает паритет, соблюдение взаимных экономических интересов, а также однократность обложения оборотов по реализации товаров (работ, услуг) данным налогом, создает равные условия для конкуренции и не допускает получения односторонних преимуществ для производителей государств - участников Содружества.

Соглашение подписано Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Грузией, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Таджикистаном, Украиной. На сегодняшний день ратифицировано Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова и Республикой Таджикистан.

Проект протокола о ходе выполнения государствами - участниками СНГ условий Соглашения о создании Платежного союза, который был рассмотрен на совещании экспертов 25 марта 1997 г., где было принято решение вернуться к рассмотрению проекта протокола после принятия проекта концепции сотрудничества и координации деятельности в области валютной политики государств-участников Содружества (основные положения).

В проекте протокола рассматривается необходимость совершенствования механизма реализации условий Соглашения о создании Платежного союза государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанного 21 октября 1994 года в г. Мос-кве, который призван обеспечить бесперебойность расчетов между лицами Сторон в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирование на этой основе эффективной валютной системы и системы взаимных платежей.

2.Формирование экономической инфраструктуры Экономического союза

Второй ключевой задачей департамента является формирование экономической инфраструктуры Экономического союза и создание общего гарантированного государствами инвестиционного пространства. С этой целью разработаны:

Конвенция о транснациональных корпорациях, определяющая правила функционирования хозяйствующих субъектов государств Содружества на общем инвестиционном пространстве; принятая Советом глав правительств от 6 марта 1998 г. Конвенция подписана Республикой Армения, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Украиной.

Проект конвенции о единых принципах страхования коммерческих рисков в государствах - участниках СНГ, обсужден на заседании Коллегии МЭКа 24 мая 1996 г., рассмотрен на совещании экспертов государств СНГ 10 февраля 1997 г., обсужден на Коллегии МЭКа 23 декабря 1998 г. и заседании Общественного Совета по страховой деятельности при МЭКе 28 января 1999 г.

Целью конвенции является выработка единых принципов страхования коммерческих рисков на территориях государства - участников СНГ.

Принятие конвенции позволит обеспечить благоприятные условия для поддержания и развития торговых, инвестиционных, финансовых, отношений между государствами, стимулировать взаимовыгодное сотрудничество коммерческих фирм, инвестиционных компаний, банков, иных организаций и предприятий содружества. Принятие единых принципов страхования является одним их механизмов снижения уровня межгосударственных неплатежей.

Для доработки данного документа создана рабочая группа (Руководитель - Хайкин Валерий Леонидович, руководитель комитет Всероссийского союза страховщиков по взаимодействию со страховщиками СНГ и стран Балтии).

Подготовка проектов межгосударственных соглашений по отдельным видам страхования (например, ответственность перевозчиков перед пассажирами, гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств, медицинского страхования).

Разработка долгосрочных программ, в том числе:

работ по развитию интеграционных процессов в области страхования;

учебно-методической работы по обучению и повышению профессиональной подготовки кадров;

работы в области пропаганды страховых знаний среди населения.

Проект конвенции о единых принципах заключения международных залоговых сделок в государствах -участниках СНГ, разработанный в соответствии с Основными мероприятиями интеграционного развития государств - участников СНГ, одобренными решением Совета глав государств СНГ 28 марта 1997 г.; доработан на совещании экспертов государств - участников СНГ 9 декабря 1997 г., обсужден на заседании Коллегии МЭКа 27 марта 1998 г. и согласован с членами МВК.

Целью данной конвенции является регулирование правовых отношений в области залоговых отношений и заключения международных залоговых сделок на территориях государств-участников СНГ, создание единого кредитного и залогового пространства, содействие всемерному углублению интеграции государств Содружества .

Принятие конвенции позволит обеспечить благоприятные условия для поддержания и развития торговых, инвестиционных, финансовых отношений между этими государствами, стимулировать взаимовыгодное сотрудничество коммерческих фирм, инвестиционных компаний, банков, иных организаций и предприятий государств Содружества.

По вопросам инвестиционной деятельности подготовлена, прошла согласование в государствах Содружества и одобрена 28 марта 1997 г. Советом глав государств “Конвенция о защите прав инвестора”.

Целью которой является создание общего гарантированного инвестиционного пространства, возможность свободного привлечения капиталов и обеспечение правами инвесторов, вкладывающих деньги в экономику государств - участников СНГ. Безусловно, это является качественно новым шагом в инвестиционном сотрудничестве стран Содружества и потребовало огромной организационной, системной и инициативной работы МЭКа.

Конвенция подписана всеми государствами, за исключением Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.

В развитие инвестиционных соглашений и с целью выработки единых подходов к оценке, отбору и экспресс-диагностике инвестиционных программ разработан “Паспорт инвестиционного проекта в Содружестве Независимых Государств”, отвечающий всем мировым стандартам и учитывающий специфику инвестиционных процессов в СНГ.

По вопросам финансового и товарного лизинга

Департаментом по инициативе Правительства России при участии специалистов Российской ассоциации лизинговых компаний (Рослизинг) разработана Конвенция о межгосударственном лизинге.

Данный документ принят на заседании Совета глав правительств 25 ноября 1998 г. и подписан Республикой Армения, Республикой Беларусь, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Украиной.

В связи с тем, что Российское Правительство не успело к моменту заседания СГП завершить необходимые внутригосударственные процедуры, Россия применила механизм отсроченного подписания, т.е. присоединения к Конвенции по завершению необходимых процедур.

Департаментом ведется работа по созданию Конфедерации лизинговых ассоциаций СНГ, в состав которой в настоящее время уже вошли национальные лизинговые ассоциации Беларуси, России и Украины.

В развитие Конвенции и в целях обеспечения качественного страхового сопровождения межгосударственных лизинговых контрактов в рамках СНГ МВК совместно со Страховым комитетом Лизинговой конфедерации СНГ и Общественным советом по страховой деятельности при МЭКе подготовлен проект соглашения о страховании межгосударственной лизинговой деятельности.

Наличие вышеперечисленных документов создает благоприятные условия для поддержки и развития торговых, инвестиционных, финансовых отношений между государствами, позволяет стимулировать взаимовыгодное сотрудничество коммерческих фирм, инвестиционных компаний, банков, и иных организаций и предприятий государств Содружества.

По вопросам налоговой политики

Дорабатываются и согласовываются тексты следующих проектов документов (пакет документов рассмотрен на экспертом совещании 21-23 февраля 2000 г.):

Положение о Координационном совете по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ;

Основных принципов бухгалтерской (финансовой) отчетности в государствах- участниках СНГ;

Общих положений по формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций в государствах - участниках СНГ.

В области создания новых форм межгосударственной кооперации сделаны первые шаги в направлении формирования транснациональных структур в рамках Содружества, основой которых являются российские предприятия. Россией подписаны соглашения о создании финансово-промышленных групп “Гранит” и “Аэрофин”.

Ведется работа по созданию межгосударственной транснациональной корпорации ”Авиационный альянс”, в который на первых порах войдут четыре головных авиационных конструкторских бюро: АО “ОКБ им. А.С. Яковлева”, АО “АНТК им. А.Н. Туполева”, АО “МВЗ им. М.Л. Миля”, АО “ОКБ им. П.О. Сухого”, а также серийные авиационные заводы государств Содружества.

Цель создания авиационной ТНК - координация усилий и объединение финансовых ресурсов в области создания авиационной техники, повышение ее научно-технологического уровня, обеспечение потребностей гражданской авиации государств Содружества в магистральных самолетах различной дальности, сохранение уникального научно-технического и производственного потенциалов для создания новых образцов авиатехники и резкого увеличения экспорта авиационной продукции.

Однако следует отметить, что трудный процесс создания транснациональных структур, международных, межгосударственных ФПГ в целом протекает крайне медленно. Основным препятствием являются различия в национальных законодательствах.

4. Формирование зоны свободной торговли

Формирование зоны свободной торговли на современном этапе является важнейшим направлением экономического сотрудничества государств Содружества. Зона свободной торговли призвана стать цементирующей основой единого экономического пространства государств СНГ.

Департамент принял активное участие в организационной и практической работе Рабочей группы Специального межгосударственного форума и подготовке документа - Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г.

Протокол подтвердил актуальность и необходимость работы по координации и согласованию экономической политики, сближению и унификации законодательств государств - участников Соглашения, созданию конкретных механизмов реализации указанного соглашения.

Необходимо задействовать все возможности для ускоренного формирования зоны свободной торговли и поддержания ее эффективного функционирования.

Протокол принят 2 апреля 1999 г. на заседании Совета глав государств, теперь следует обеспечить в разумно короткие сроки проведение необходимых внутригосударственных процедур для вступления его в силу.

После вступления протокола в силу важнейшим направлением взаимодействия с государствами Содружества должно стать обеспечение гласности двусторонних договоренностей об изъятиях из режима свободной торговли и их поэтапной отмене в согласованные договаривающимися сторонами сроки в интересах создания на всем пространстве СНГ единого режима свободной торговли без изъятий.

5. Аналитическая работа

Одно из новых направлений работы департамента стало проведение регулярного мониторинга в области валютных и фондовых операций через подключение к российским и национальным базам данных законодательных актов; возможность использования мировых финансовых данных для проведения анализа через систему Интернет.

Департаментом был представлен на рассмотрение Коллегии МЭКа от 23 октября 1998 г., а затем и на Совете глав правительств от 25 ноября 1999 г. Доклад о состоянии финансовых рынков России и государств - участников Содружества.

В докладе раскрыты причины вызвавшие финансовый кризис 17 августа 1998 года, проведен анализ кризиса, его хронология и влияние кризиса на ситуацию на валютных рынках стран Содружества и предложены соответствующие рекомендации.

Подготовлен и разослан в качестве информационно -аналитического материала "Анализ сравнительных показателей товарооборота и параметрических расчетов товарооборота государств - участников СНГ в 1997 году".

К заседанию Совета глав правительств, состоявшегося 1 апреля 1999 года была подготовлена Информация о состоянии финансовых рынков России и стран СНГ. Указанная работа содержит подробное исследование текущего состояния финансовых рынков, анализа проблем, возникших во взаимном сотрудничестве государств СНГ под влиянием кризиса, а также ряд рекомендаций, направленных на их устранение.

Участие сотрудников МВК в регулярном проведении мониторинга и вследствие этого своевременная разработка и представление рекомендаций для правительственных органов государств Содружества, выработка предложений по координации работы данных органов в условиях меняющейся рыночной ситуации - означает переход к новому этапу организации работы дирекции, т.е. переход от создания общих рамочных проектов конвенций и соглашений к проведению регулярного мониторинга в области валютных и фондовых рынков.

Существование Исполнительной дирекции МВК и одного из структурных подразделений МЭКа (департамент финансовой политики) в одном лице было удачным вариантом на момент организации МВК в 1995 г. и на период ближайшей деятельности нового межгосударственного органа.

В условиях, когда сближение мнений в рамках СНГ в проведении валютной интеграции тесно связано с проблемой координации макроэкономической политики, очень важно иметь возможность разрешения таких спорных моментов как мнимая утрата национального суверенитета в случае принятия государствами СНГ определенных требований при подписании межгосударственных документов в области валютного регулирования и интеграции. На данный момент лучше и наиболее эффективно это будет решать орган, имеющий реальные полномочия, существующий как самостоятельная структура.

Одновременно уже существенно возросла напряженность работы Исполнительной дирекции МВК. Это связано, помимо всего прочего, с тем, что к настоящему времени, в основном, завершено формирование основ межгосударственной нормативно-правовой базы Содружества в части валютно-финансовых отношений и уже сегодня акцент переносен на подробную разработку механизмов реализации основных положений названных документов.

Такой объем работы уже не может быть целиком возложен на департамент в силу как специфики его функций, так и его штатной численности.

В этой связи целесообразно принять решение о выделении Исполнительной дирекции с функциями постоянно действующего органа МВК, собственной структурой и штатным расписанием и финансированием за счет внебюджетных источников. Одним из таких источников будет являться консалтинговая деятельность Исполнительной дирекции МВК на рынках ценных бумаг, кредитных, залоговых, страховых отношений, инвестиций и в других сегментах финансовых рынков СНГ.

Департамент взаимодействует также с такими органами СНГ, как Межпарламентская Ассамблея, Экономический Суд СНГ, Исполнительный комитет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации, Интеграционный комитет, Межгосударственный банк, Межгосударственное агентство по инвестициям, реконструкции и развитию, Международный Конгресс промышленников и предпринимателей.

Формы взаимодействия следующие: рабочие контакты, обмен материалами (официальный и рабочий), участие в проводимых мероприятиях, оказание помощи в работе.

Сайт создан в системе uCoz